Биолог Эрнандес-Бланко: Волк не будет без надобности нападать на человека, для волкособа этого табу нет
Волкособ в отличие от волка — «беспредельщик», коварный, хитрый зверь. / Getty Images Стая волков недавно напала на жителей поселка в Курганской области.
Волкособ в отличие от волка — «беспредельщик», коварный, хитрый зверь. / Getty Images
Стая волков недавно напала на жителей поселка в Курганской области. Одну женщину серый хищник загрыз насмерть. По словам очевидцев, этот волк вел себя особенно неадекватно: он не испытывал ни малейшего страха перед людьми, бросался на машину. Зверя застрелили. Как показала экспертиза, бешенством он не болел. И специалисты уверены: все поведение этого животного говорит о том, что это был волкособ — гибрид волка и собаки — пишет наш информационный партнёр «Российская газета».
В отличие от серых хищников, они совсем не боятся людей, спокойно заходят за красные флажки, и могут загрызть в десятки раз больше домашних животных, чем им нужно для пропитания. Откуда взялись волкособы и чем грозит природе и человеку появление этого агрессивного и коварного гибрида, в интервью «РГ» рассказал специалист по крупным хищникам Хосе Антонио Эрнандес-Бланко, старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции имени Северцова Российской академии наук.
Хосе, что это за зверь такой — волкособ, как он появился?
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко: Для того, чтобы понимать, откуда они берутся, нужно разобраться, как устроена популяция волка, как живет семья этих животных, и как она защищается от вмешательства человека. Все дело в том, что появление гибрида волка с собаками как раз и есть результат этого вмешательства.
Обычно в стае от трех до пятнадцати волков, иногда — до 20. И на одну самку, как правило, приходится три самца. Причем, размножается только одна пара, связано это с тем, что расселяются в волчьей популяции, образуя новые семьи, именно самки. Когда волкам ничто не угрожает, их не преследует человек, потенциал своего размножения они используют всего на 16 процентов. В нормальных условиях эти хищники предпочитают выращивать не очень много щенков, вкладывают силы в их кормление, воспитание. Словом, почти как у людей — классическая современная семья, которая старается заводить детей немного и побольше на них тратить.
Причем самцы помогают выращивать волчат, они учат охотиться переярков (волчат одного-двух лет), приносят в семью добычу. Часто, кстати, в собственном желудке, когда охота бывает удачной. Волк набивает желудок по максимуму, потом срыгивает и дает еду другим. Или делает схрон до лучших времен, на случай, если долго не удастся добыть пропитание. Ребята они очень запасливые. Такая система питания у всех крупных хищников. К слову, это миф, что волку нужно пять килограммов мяса в день. Тут, как в анекдоте: съест-то он съест, но кто же ему даст. Хорошо, если хотя бы раз в неделю волк смог кого-то поймать и плотно поесть.
Но эта размеренная жизнь заканчивается, когда в лес приходит человек с ружьем. Причем, как правило, охотники стремятся убивать взрослых волков — это же шкура, трофей, куда престижнее убить матерого, чем волчонка. В результате мы получаем стаю молодых «беспризорников», озлобленных и куда более агрессивных.
Но самое главное, у волков срабатывает генетически в них заложенная защита, они начинают усиленно размножаться, используя скрытый до поры потенциал почти на полную катушку. Самка начинает рожать как можно больше щенков. Не то чтобы она так сама захотела — так задумала природа. При этом, что важно, происходит резкое смещение пропорции в соотношении полов. Они начинают производить значительно больше самок. На десять-двенадцать волчат рождается примерно восемь самок.
Очень интересно, почему?
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко: Это защитный механизм популяции. Потому что расселяются по территории, уходят от логова все дальше именно самки. В какой-то период у матери-волчицы, и у молодых особей одновременно наступает эструс — стадия половой восприимчивости (течка, как говорят в народе). В стае возникает острое противоречие, жесткая конкуренция и молодые волчицы вынуждены уходить из логова и расселяться по территории. Причем в экстремальных условиях их значительно больше нормы, самцов на всех не хватает. Их мало в том числе и из-за охоты.
От безысходности молодая волчица может начать спариваться с бродячими псами. Отсюда появление гибрида волка с собаками. Очень коварного, хитрого и жестокого. Получается, пытаясь регулировать численность волков с помощью хаотичной охоты, мы оказываем им только услугу, волк начинает еще сильнее размножаться. Ко всему мы получаем волкособов, поведение которых непредсказуемо. Конечно, усугубляют ситуацию люди, которые выбрасывают своих собак на улицу. В том числе, охотники, которые бывает умышленно спаривают собак с волком, пытаясь вывести новую, выносливую породу. Но получают агрессивное неконтролируемое потомство.
Но в таком случае, может, запретить охоту на волка и природа сама все рано или поздно отрегулирует?
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко: Мысль, конечно, мудрая, но нужно осознавать, что в природе на любое вмешательство всегда есть ответная реакция. Если человек десятилетиями влиял на популяцию волка, серый хищник неизбежно будет реагировать и на прекращение охоты на него. Мы должны быть готовы к тому, что в течение двух-трех лет будет всплеск численности волка, прежде чем она придет в норму. Это все равно что трамвай на ходу остановить, процесс очень инерционный.
Но понимаете, рост численности волка — очень важный социальный фактор, никто на это никогда не пойдет. Попробуйте сказать людям в деревнях, страдающих от нашествия хищников, что на них больше охотиться никто не будет и поймете, что эта затея неосуществима. И, конечно, людей понять можно.
Хотя, вы знаете, есть аналогичный пример в Индии, где несколько поселков, страдавших от нападения тигров, переселили на время в другую местность, чтобы отрегулировать численность животных. Не думаю, что мы готовы к тому, чтобы переселять деревни из-за нашествия волков.
Интересно, а что произойдет с волкособом, если охота прекратится?
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко: Есть научное предположение, что со временем, если человек перестанет вмешиваться в природу, этот гибрид сам себя изживет, все-таки он меньше приспособлен к жизни в дикой природе, чем волк. Серые хищники более мощные и сильные. Хотя и не такие беспредельщики, как волкособы.
А пока гибриды представляют действительно серьезную опасность. Это очень хитрый зверь: если волк видит красные флажки, он уходит в лес, а этот не боится. Волк не будет нападать без надобности на человека, для волкособа этого табу нет — люди для него не угроза. Гибрид может задрать половину стада овец, а съест в итоге всего одну. Потому что он живет не по веками заведенным законам волчьей стаи, а по своим понятиям, и тем опасен.
Ко всему, они сбиваются в довольно плотные группы, а потому увеличивается вероятность распространения бешенства.
Выходит, замкнутый круг: отстреливать волков и волкособов нельзя, потому что их становится только больше, и не отстреливать — тоже. Тупик получается?
Хосе Антонио Эрнандес-Бланко: Если уж мы решили регулировать численность волка, то должны делать это строго на научной основе. Все-таки это очень ценный для природы вид, он важен для сохранения численности копытных. Я не оговорился, именно для сохранения: это сложный процесс в одной статье об этом не расскажешь, но поверьте, волк влияет и на физиологию копытных животных, и на характер их иммунитета.
Единственный способ не нарушить популяцию волка и вместе с тем сделать так, чтобы не увеличивалась его численность — изымать часть волчат прямо из логова. Причем к такому выводу пришли ученые еще в советское время. Была в СССР «волчья группа» при Академии наук. Но для решения этой задачи нужны специалисты, которые знают, где находятся волчьи логова, как и по каким законам живет и размножается стая. Иными словами, это очень сложный и кропотливый процесс. Но иного нет — проблема имеет только научное решение. В случае хаотичной охоты, мы не уничтожаем волка, мы получаем другого хищника, гораздо более сложного и куда более опасного для человека. Если в борьбе с волком мы получаем гибридов, то мы проигрываем.
Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Александр Беляев
Как отличить волка от волкособа?
У гибрида волка с собакой более короткая морда. Угол между носовой и лобной костью более острый. Менее развита жевательная мускулатура. Кроме того, у настоящего волка никогда не бывают висящими уши и закрученным хвост.
Справка «РГ»
Эрнандес-Бланко Хосе Антонио, испанец, около 30 лет назад получивший российское гражданство. Закончил МГУ. Занимается изучением социальной пространственной структуры популяции крупных хищников, таких как волк, снежный барс, амурский тигр, переднеазиатский и дальневостночный леопарды. Для этого применяет современные методы исследования: GPS-ошейники, фотоловушки, генетический метод. За плечами Хосе много лет наблюдения за волками и много тысяч километров хождения по их следам
Елена Мационг
https://rg.ru/2024/02/20/reg-urfo/biologi-ustanovili-zhenshchinu-v-kurganskoj-oblasti-zagryz-gibrid-volka-i-sobaki.html
Последние новости
Рабочий визит главы администрации в Верхнекундрюченское поселение
Виктор Гуснай обсудил с местными жителями развитие и благоустройство их территории.
Мастер-классы и выставка в Детской художественной школе Волгодонска
Творческое взаимодействие детей с мастерами изобразительного искусства.
Успехи боксёров из Азова на международной арене
Александр Чайкин завоевал бронзу на Кубке Дружбы в Ростове.
Частотный преобразователь
Подбираем решения под ваши задачи с учётом особенностей оборудования и требований