Как правильно провести Радоницу: языческие традиции противоречат христианским

В церкви можно подать записки для молитвы «О здравии» и «Об усопших». / voskreseniye-prihod.ru 14 мая, во второй вторник после праздника Пасхи, наша Церковь отмечает Радоницу — день поминовения усопших, родительский день.

В церкви можно подать записки для молитвы «О здравии» и «Об усопших». / voskreseniye-prihod.ru

14 мая, во второй вторник после праздника Пасхи, наша Церковь отмечает Радоницу — день поминовения усопших, родительский день. Обычай устраивать весенние поминки и сообща, «всем миром» приходить на кладбища существовал у славян и до христианства — так называемый «Навий день». Христианство придало поминкам иной характер и глубокий смысл. О том, чем языческий мистицизм к умершим отличается от христианства, какие элементы язычества живы у нас и по сей день и как провести Радоницу правильно, чуть позже. Сначала о том, почему в названии праздника явно слышится корень «рад», что на первый взгляд странно: какая там радость, если речь идет об умерших. «Усопших, — поправляет Церковь и уточняет: — У Бога мертвых нет, у Бога все живы» — публикует наш информационный партнёр «Российская газета».

Как правильно помянуть усопших на Радоницу

Начиная с Вербного воскресенья, все Страстные дни, в праздник Пасхи и до конца Светлой недели (6-11 мая) умерших в Церкви гласно, то есть публично, открыто для всех, не поминают. Это значит: специальных богослужений по усопшим, так называемых панихид, не служат и на кладбище не ходят. Дело в том, что в эти дни все сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Воскресении Христа. И если человек умер в день Пасхи, то его хоронят по особому пасхальному чину.

В этом смысле возникший во времена советского атеизма обычай посещать кладбище в день Пасхи как минимум нелогичен, ведь он противоречит и смыслу праздника Светлого Воскресения Христова, и церковной традиции. Ведь Пасха — праздник победы над смертью, праздник радостной вести, что Своим Воскресением из мертвых Христос не просто победил смерть, но и даровал жизнь «сущим во гробех», то есть усопшим.

У Бога мертвых нет, у Бога все живы, ведь наша душа бессмертна

Значит, отмечать праздник Воскресения надо в храме — в доме Божием, а не у мертвенных памятников и гробниц. А вот уже после того, как мы прочувствовали пасхальную радость, утвердились в ней, можно пойти помянуть близких у могил. И Церковь выделяет на это отдельный день, который имеет такое жизнеутверждающее название — Радоница.

Важно не только заказать молитву, но и самому помолиться. Фото: shamordino.ru

Но так как для души усопшего важнее наша молитва, чем любой ритуал на кладбище, день принято начинать с посещения Божественной литургии. Придя к началу службы в храм, верующие подают записку с именем умершего для его молитвенного поминовения в алтаре во время литургии. Считается, что нет действеннее молитвы, чем та, которую вполголоса произносит священник во время главного таинства христиан — Таинства Евхаристии. Поэтому за усопшего заказывают так называемые сорокоусты — молитвенные поминания во время Евхаристии, читаемые в течение сорока дней. После Божественной литургии в храмах на Радоницу служат вселенскую или родительскую панихиду. Панихиды — это заупокойные богослужения, совершаемые как до погребения умершего, так и после — в 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти, в дни его рождения и годовщины смерти. Во время панихиды мы, надеясь, уповая на милосердие Божие, испрашиваем усопшему прощение его согрешений и блаженную вечную жизнь. Важно не просто отстоять панихиду, но и своей молитвой тоже участвовать в ней. На Радоницу принято приезжать на кладбище только после церкви.

Зачем молиться за усопших?

Душа человека сотворена бессмертной, она не умирает вместе с телом и после разлучения с ним, то есть после физической смерти, предстает перед Богом на частный суд. Пройдя этот частный суд, до всеобщего воскресения и Страшного суда душа пребывает в ожидании своей вечной участи.

Как объяснял один из почитаемых старцев нашей Церкви, духовный отец трех русских патриархов архимандрит Кирилл (Павлов), большинство людей отходят в вечность с грехами, не успев из-за неожиданности смерти или по болезни и немощи очистить себя от груза грехов. Но в будущем есть только два места пребывания людей: ад и рай. Сами за себя не очищенные от грехов усопшие уже не могут молиться, не могут изменить свою посмертную участь. Вся надежда на живых.

Молитвы живых могут изменить усопшим их посмертное состояние в будущей жизни. «Если бы перед нашими очами отверзлись вдруг врата вечности, — учил архимандрит Кирилл, — то мы увидели бы, как миллионы душ протягивают свои руки к живущим на земле, безмолвно прося их помощи в облегчении своей участи в потустороннем мире». Двухтысячелетний опыт Церкви свидетельствует: загробная участь человека до Страшного суда не предрешена окончательно, и горячая, искренняя молитва живых способна эту участь изменить.

Что делать на Радоницу нельзя?

Не стоит формально относиться к церковному поминовению — заказал записку в храме, и пусть они там молятся. Профессор Московской духовной академии А.И. Осипов так объясняет, почему важна личная молитва за усопшего и недостаточно просто заказать поминовение. «Наша беда в том, что мы часто ограничиваемся внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда… Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, во все храмы! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня молится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и прочего, понудить себя к исповеди и причащению, к чтению Слова Божия, к помощи нуждающимся и больным. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными и бесполезными».

Как еще можно помянуть усопших родных?

Кроме сорокоуста, панихиды, домашних молитв об усопших еще одним средством их поминовения является милостыня. Под милостыней надо понимать не только подаяние нищим в память об умершем, но и шире — всякое благодеяние, доброе дело. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Роскошное погребение не любовь к умершему, но тщеславие. Есть иной способ, достойный памяти и любви к умершему, — милостыня».

Добрые дела, творимые в память о наших родных, тоже облегчают их посмертную участь. Если, к примеру, близкий погиб от алкоголизма, помоги больному, мучимому этой пагубной страстью, сделай все, чтобы он не повторил путь твоего родного. Не смог спасти близкого, спаси дальнего, и твой поступок, совершенный в память об умершем, облегчит и его посмертные мучения.

Полезно знать

Чем Радоница отличается от языческих поминок?

До принятия христианства поминки умерших, совершаемые славянами в «Навий день», были своего рода способом умилостивить души умерших — читаем в книге академика Б.А. Рыбакова «Язычество древних славян». Причем умилостивить враждебных мертвецов, поскольку «предки — это свои, родные мертвецы, неизменно дружественные, деды, покровительствующие своим внукам и правнукам. А вот «навьи» — это чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы». Чтобы умилостивить таких, древние славяне приносили в Навий день к местам захоронений пищу и вещи. Своего рода мистический подкуп, который, как ни странно, сохранился отчасти и по сей день.

С Радоницей все иное, начиная с названия. А еще важно, что Радоницу мы празднуем во время продолжающегося праздника Пасхи. Да-да, ведь Пасха, Светлое Воскресение Христово — такой важный праздник, что длится не один день, а сорок (с 5 мая по 12 июня), до самого праздника Вознесения Господня (13 июня). В день Радоницы чествование Пасхи еще не закончено, и отдельный день, выделяемый Церковью для поминовения усопших, призывает нас всех не погружаться в скорбные переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, возрадоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная Воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными. То есть смысл Радоницы в том, что мы не просто вспоминаем умерших, молимся за них, но и делимся с ними радостью Воскресения Христова.

Мария Городова

https://rg.ru/2024/05/08/kak-pravilno-provesti-radonicu.html

Последние новости

В администрации Азовского района состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню работников МФЦ.

Первые многофункциональные центры «Мои документы» появились в 2011 году и в короткий срок стали эффективным звеном системы государственных и муниципальных услуг, работающим по принципу «одного окна».

Азовским городским судом Ростовской области вынесен приговор по ч.3 ст. 327 УК РФ Подделка, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей

23.07.2024 Азовским городским судом Ростовской области вынесен приговор в отношении Каверзнева Я.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.

Поголовье крупного рогатого скота в Азовском районе за первое полугодие 2024 года увеличилось на 5%.

Рост показателя достигнут за счет крестьянских фермерских хозяйств. Он имеет сезонный характер, но по итогам года положительно отразится на объемах производства мяса и молока.

Card image

В мире современного строительства и производства металлопрокат играет ключевую роль

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *